Предыдущая   На главную   Содержание
 
Новое дыхание 'Аллигатора'
 
Не за горами поступление на флот новых российских десантных кораблей

ПОИСТИНЕ ЭПОХАЛЬНОЕ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО Военно-морского флота событие свершилось 23 декабря 2004 года. На Прибалтийском судостроительном заводе 'Янтарь' в Калининграде в торжественной обстановке был заложен головной корпус серии больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711. Будущему плавучему дому для морской пехоты уже присвоили имя 'Иван Грен'. Он стал первым кораблем данного класса, закладка которого произошла в историческую эпоху новой России. На протяжении почти полутора десятилетий на российских верфях строились лишь малые десантные корабли. В основном типа 'Зубр' (на экспорт) и 'Мурена' (также на экспорт и для нужд морских частей пограничной охраны). А БДК нескольких типов, построенные в советское время в достаточно большом количестве, постепенно доживали свой век. Кто в боевых походах, а кто - в гробовой тишине у стенки, поскольку в лихие девяностые годы прошлого века у флота не было денег даже на своевременный ремонт своего корабельного состава.

Новый 'Ваня' для новой России
Заложенный в декабре прошлого года на стапеле завода 'Янтарь' большой десантный корабль 'Иван Грен' планируется сдать заказчику в 2008-2009 гг. Он должен стать головным кораблем в большой серии новых БДК. Впрочем, точное их количество пока не указывается, до СМИ лишь доводится расплывчатое 'не менее пяти единиц'. Делается это, видимо, по причине того, что не совсем четко ясно будущее российского оборонного бюджета. Да, сейчас он, что называется, на подъеме, но не раз уже светлые полосы сменялись беспросветной темной мглой.
Проектировало новый десантный корабль опять-таки расположенное в Северной Пальмире Невское проектно-конструкторское бюро (главный конструктор - В.Н. Суворов). Конструкторский коллектив не стал заново изобретать велосипед и взял за основу корпус базового БДК-предшественника, который хорошо зарекомендовал себя за десятилетия безупречной службы. Но это только как основа. Большая же часть корабельных конструкций претерпела достаточно серьезные изменения. В основном это касается надстройки и внутренних помещений. При этом в ходе работы над проектом широко использовались новейшие технологии, большое внимание было уделено внедрению созданных в последние годы новых конструкционных материалов и т.п. Успешно проведена и работа по снижению заметности корабля по разным физическим полям.
Боевая техника размещается на новом БДК на танковой палубе. Это могут быть как танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортеры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо армейские грузовики и т.п. Погрузка техники на корабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи портальных или палубного грузового кранов через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Кстати, эти люки позволяют еще и вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работают на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. На БДК типа 'Иван Грен' имеется один грузовой кран в районе грузового люка и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).
Высадка десанта с нового корабля, как заявляют разработчики, будет осуществляться несколькими способами, в том числе совершенно новым для российских моряков. По крайней мере, он в нашем флоте давно уже не практиковался - с помощью обычных инженерных понтонов. Для высадки любой, в том числе тяжелой, техники на необорудованный берег в этом случае будет быстро собираться понтонный наплавной мост, по которому техника и пойдет от корабля до берега 'по воде аки по суху'. Можно также будет высаживать технику десанта и традиционными способами - на упор или на плав.
Еще одной отличительной особенностью нового большого десантного корабля является специально заложенная в процессе его проектирования возможность принимать на борт стандартные морские грузовые контейнеры общей массой до 1,5 тыс. т и осуществлять их перевозку между портами, оборудованными контейнерными терминалами.
Для нужд самообороны корабля и обеспечения огневой поддержки десанта 'Иван Грен' имеет одну артустановку АК-176 калибра 76 мм и две автоматические 30-мм артиллерийские установки АК-630М (все - на многоярусной надстройке), а на баке планируется установить еще и две реактивные системы залпового огня. Это будут, вероятнее всего, либо двадцатиствольные РСЗО 'Град-М' - корабельная версия армейской боевой машины (боезапас составляет до 160 ракет), либо РСЗО 'Огонь'. Вероятно, на корабле будет иметься и какое-то количество ПЗРК.
Ну и, кроме всего, новые российские десантные корабли могут с большой эффективностью привлекаться для решения различных небоевых задач в рамках гуманитарных или миротворческих операций, участвовать в российском 'северном завозе' и тому подобных мероприятиях.
В этом наиболее четко проявляется выполнение отечественными конструкторами одного из основных требований современности - придание любой технике универсальности и многозадачности. Как говорится, остается лишь держать кулаки за новые российские корабли и надеяться, что через четыре года мы увидим БДК 'Иван Грен' уже 'в железе'.


Владимир ЩЕРБАКОВ, редактор журнала ARMS
http://military.rian.ru/article.html?art_id=42296

 
Tatet Utairway регистрация сайта в каталогах Каталог ссылок сайтов обмен ссылками добавить ссылку сайт баннер Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Запрос:
Уточнение:
Зона поиска: